Есть вещи, которые подростки не очень хотят рассказывать родителям, но вполне доверили бы тренеру, умной и молодой преподавательнице. Учитель может сыграть важную роль в познании мира, особенно если сама деятельность располагает к откровенным разговорам, например, пение, танцы, драматическое мастерство. Может ли стать учительница наставницей или подругой для подростка, с которым можно посоветоваться, и которому можно доверить любые вопросы зависит от многих факторов. Вот в каком случае преподавательские отношения могут перерасти в нечто большее в лучшем смысле этого слова.
Как правило, далеко не всем подросткам нужна такая наставница. Обычно это происходит с теми, кто что-то не может рассказать родителям, у кого нет старших братьев и сестер, с которыми можно наладить контакт и, которые по разным причинам не могут доверить свои личные тайны подружкам, а родителям тем более. Обычно потребность в старшей подруге и наставнице развита у тех, кто имеет много своих тайн, сложностей, которые не каждому можно доверить, отсюда может и возникать основа для привязанности к наставницам и учителям.
Обычные учителя слишком заняты темами уроков и подготовкой к ЕГЭ, чтобы уделить кому-то ещё внимание. Даже в рамках репетиторства и подготовки к поступлению в институт, дружеские отношения вряд ли возможны, так как общение не затягивает душевные струны подростка.
Чаще всего вероятно то, когда подростка и преподавателя связывает артистическая деятельность, которая требует работы над образами, однако для душевного контакта необходимы ещё 3 вещи – готовность самого учителя поделиться своим личным и профессиональным опытом, молодость учителя, открытость. Это не должен быть человек, который формально относится к своей работе, чтобы после окончания тренировок отправиться на свидание, на новую работу или домой, чтобы накормить мужа и кучу детей. Только если преподаватель вкладывает душу в своё дело вероятен душевный контакт, который для подростка может оказаться очень полезным.
Хорошая наставница умеет хранить секреты и отличается душевностью, но некоторые даже очень душевные наставницы и тренера могут с трудом преодолевать дистанцию – им может казаться, что дружба между учительницей и подростком сродни фамильярности и панибратству или могут испытывать неловкость, боясь, что за излишнюю откровенность или неправильный совет им влетит от родителей или директора заведения. Поэтому, если такая дистанция возникает, преодолеть ее бывает непросто.
Доверительные отношения с преподавательницей и наставницей могут способствовать не только успешности, но и помогут избежать многих ошибок, свойственных подростку. Поэтому подражание, тяготение к учителям, стремление к дружбе – естественное явление для подростков, особенно творческих и хорошо, если в их окружении есть такой человек.