Одним из самых эффективных способов раскрытия индивидуально-психологических
особенностей учащихся является составление характеристики на ученика (группы
учеников). Если она разработана грамотно, то новый преподаватель намного быстрее
найдет подход к учащимся, необъективно составленная характеристика может оказать
отрицательное влияние на взаимоотношения между преподавателем и учеником.
На практике характеристики составляются как в свободной форме, так и по рекомендации
педагогической науки. Они сильно отличаются друг от друга и имеют свои достоинства и
недостатки.
Проанализировав все виды характеристик, можно выделить определенные требования,
которые должны применяться при составлении характеристики на ученика:
Используя вышеперечисленные требования, была создана «Психолого-педагогическая
карта учащегося», которая дает беспристрастную характеристику на школьника.
В этой карте индивидуально-психологические особенности школьника отображены
в виде шкал, края которых отображают минимальную и максимальную степень этих
особенностей. При заполнении на шкале отмечают степень выраженности той или иной
особенности. Это позволяет преподавателю выявить отношения между учителем и
учеником и учесть конфликтные зоны общения. Карту рекомендуют заполнять на каждого
ученика в конце определенных стадий обучения:
3 класс – учитель начальной школы составляет обобщенные сведения о школьнике для
педагога средней школы.
7 класс – составляется при выборе профилирующего направления (колледж, ПТУ).
9 класс – она необходима для обнаружения профессиональных способностей школьника,
для его дальнейшего поступления в ВУЗ.
Для тех, кто обучается по программе 11 классов, то карты необходимы в 4, 8,10 классах.
Добавить комментарий